Возьмем в союзники поэзию из опыта работы рукописного журнала Родник

  • Тищенко Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

Поэт в душе пробуждает человеческое
чувство прекрасного. Без воспитания этого чувства ученик
остается равнодушным к красоте природы и слова. Дать ребенку
радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце
живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело,
как научить читать и решать.

Сухомлинский.

В последнее время много говорят о творческой
индивидуальности учащихся, о воспитании
личности творца. С чего начинается творец? Не с
первого ли беспомощного рисунка, слабенькой
рифмы? Утверждают, и не без оснований, что каждый
ребенок рождается талантливым и неповторимым. От
кого же зависит, суждено ли развиться этому
таланту? Над этими вопросами много лет назад
задумались педагоги Новоильинской средней
школы. Как правило, в каждом классе есть ученики,
которые пишут стихи. Рассказы, сказки. Всех этих
детей и собрали в рукописном журнале “Родник”,
созданный в 1973 году. Более шестидесяти сборников
выпущено за эти годы, в них опубликованы работы
учащихся 5-11 классов.

На занятиях ребята учатся писать сказки,
рассказы, изучая основы стихосложения, учатся
писать стихи. В 1989 году сборник стихотворений
“Родник” получил диплом республиканского
конкурса юных поэтов. В 2000 году ученица 11 класса
Мясникова Надежда получила Диплом 2 степени
республиканской научно-практической
конференции “Шаг в будущее” за сборник
стихотворений “И пробуждается поэзия во мне…”.
Творческие работы наших учеников постоянно
печатаются в районной газете “Вперед”.

Конечно, далеко не все, начинающие писать стихи,
становятся профессиональными поэтами. Цели и
задачи журнала иные: разбудить творческое
начало, которое послужит импульсом к более
многостороннему развитию и стимулом творческого
подхода к любой работе. Ребята учатся образному
видению и осмыслению виденного, осознанию своего
места среди людей. В связи с этим назрела
необходимость обобщить нашу работу.

Творчество не приходит к детям по какому-то
наитию. Творчеству надо учить.

Что значит “учить творчеству”?

Единственно правильного, объективного
толкования творческой деятельности, приемлемого
для всех случаев, дать вообще нельзя, т.к.
проявления творчества настолько многообразны,
что сколько-нибудь четкой границы между
творческой деятельностью и высоким уровнем
мастерства провести, по-видимому, нельзя.

Творчество школьника – это создание им
оригинального продукта, изделия (а также решения
задачи, написание сочинения и т.д) в процессе
работы над которыми самостоятельно применены
усвоенные знания, умения, навыки, в том числе
осуществлен их перенос, комбинирование
известных способов деятельности или создание
нового для ученика подхода к решению задачи.

Обучающая творческая деятельность
рассматривается в работе в первую очередь как
деятельность, способствующая развитию целого
комплекта качеств творческой личности:
умственной активности, стремления добывать
знания, необходимые для выполнения конкретной
практической работы; самостоятельности,
трудолюбия, способности видеть общее, главное в
различных и различное в сходных явлениях и т.д.
Результатом такого обширного и эффективного
развития качеств, необходимых для творческой
деятельности, должен стать самостоятельно
созданный (творческий) продукт: в данном случае
стихотворение.

2. Проектирование занятий творчества
в рукописном журнале “Родник”.

Цель” общее развитие и формирование качества
творческой личности школьников. Эта цель может
быть достигнута благодаря созданию
разнообразной деятельности для выявления и
развития способностей детей. Не ставится цель
сделать из учеников поэтов, мы учим образному
видению и логическому осмыслению виденного; учим
стремиться к пониманию себя и других и, что самое
главное, осознанию своего места среди людей.

Исходные принципы.

1. Знания – фундамент творчества.

Творческая деятельность ученика не может выйти
за пределы имеющихся у него знаний. Мы ищем пути
развития творческого потенциала тех, в ком
заложены поэтические способности. Используя
классический опыт Царскосельского лицея. Задаем
тему, и ученики пишут. Затем детские стихи,
сколько-нибудь заслуживающие внимания,
публикуем в рукописном журнале. Комментируя, мы
выделяем удавшиеся строчки, образы, с тем чтобы
строка вошла в сознание ученика как продукт
собственного творчества.

Таким образом возникает необходимость
руководить этим процессом, для того чтобы
ученики учились отличать подлинную поэзию от
рифмоплетства, самостоятельное от подражания..
Каждое занятие рукописного журнала “Родник”
включает в себя как практическую, так и
теоретическую часть. Например:

Занятие 2:

Теоретическая часть: “Что такое рифма?”

Практическая часть:

  • написать стихотворение, используя заданную
    рифму;
  • написать стихотворение, используя различные
    виды рифм.

Так постепенно даются основные принципы
стихосложения.

2. Взаимосвязь работы над развитием
творческого потенциала учащихся и учебного
процесса.

Многолетний опыт работы рукописного журнала
“Родник” показывает, что причастные к
литературному творчеству ученики острее, глубже,
личностнее воспринимают любую литературу.
Ребята, особенно в среднем звене, вставляют в
свои сочинения по литературе и русскому языку
стихотворения, а некоторые даже полностью
пытаются раскрыть тему, используя рифму и ритм.

Очень часто стихи ребят становятся искренними
откликами на полюбившуюся книгу, на споры и
беседы о писателе и его творчестве. Так, например,
было при иучении повестей А.Алексина, А.Лиханова.

3. Индивидуальный подход.

Написанные детьми стихотворения нуждаются в
редактуре, требуют огромной словарной работы,
уточнения размера, стиля, ритма и т.д. И поэтому
нужно не только и не столько научить, сколько
“подвигнуть” на упорный самостоятельный труд.
Здесь-то, как нам кажется, на начальном этапе, и
требуется индивидуальный подход. Тактично и
ненавязчиво учитель рекомендует изменить слово,
подобрать другую рифму, указывает, где не звучит,
в доступной форме знакомит с какими-то правилами
и побуждает искать то единственное слово,
которое тут может быть.

4. Формирование устойчивого интереса.

Для формирования устойчивого интереса к работе
журнала мы используем различные формы работы.
Так, например, мы совершаем экскурсии в лес,
проводим литературные вечера, поэтические
перемены, на которых выступают наши школьные
поэты. Это поднимает авторитет юных поэтов и у
сверстников рождает желание попробовать свои
силы в поэзии. И общелицейский конкурс “Пробуем
перо” — яркое подтверждение этому.

Учащимся, сотрудничающим с журналом несколько
лет и уже достигшим определенных успехов, мы
предлагаем создать авторский сборник
стихотворений (Мясникова Н. “Листопад”,
Филиппова Т “Когда слова диктует чувство..”,
Сивцова К “Из поэтической тетради” и т.д.)

Практикуется выпуск журналов, посвященных
знаменательным датам, например, “Посвящается Д.
Кугультинову…”, “Хоца Намсараев”, “М.Горький”
и др.

Причем работа в журнале не ограничивается
только написанием стихотворений, ребята пробуют
себя и в прозе, и в публицистике. Лучшие работы
постоянно публикуются в районной газете
“Вперед” (Вишнякова М “День лицея”, Филиппова Т
“А у нас в лицее хор. А у вас?”, Шоноева Г “Летний
снег” и т.д.)

5. Разностороннее развитие ученика.

Над выпуском журнала “Родник” работают не
только школьные поэты. У нас есть свои
иллюстраторы, переплетчики. Вовсе необязательно,
чтобы эти дети тоже сочиняли стихи, писали
рассказы, сказки. Умение правильно, эстетично,
интересно оформить журнал тоже способствует
развитию творческой личности. Мы приглашаем в
журнал всех, кто любит и умеет рисовать, может
оригинально оформить страницы и просто любит
литературу. Журнал выходит один раз в четверть.

6. Самостоятельность.

Огромная часть работы по созданию журнала,
безусловно, ложится на учителя. Но дети не
остаются в стороне от “издательского дела”.
Во-первых, у нас есть главный редактор из числа
учеников, главный художник. Эти ребята
самостоятельно руководят процессом создания
журнала.

Для детей психологически важна атрибутика,
которая будит воображение, заставляет
чувствовать себя членом организации, сохранять
традиции. Поэтому у журнала “Родник” есть своя
эмблема, своя печать, устав, девиз.

7. Интерес к поэзии – показатель духовности
человека.

В настоящей поэзии аккумулированы добро,
красота, правда. “Чувства добрые”, “души
прекрасные порывы” — вот что, говоря словами
А.С.Пушкина, дает поэзия. Интерес к поэзии –
показатель эмоциональной отзывчивости, без
которй трудно себе предстаыить отзывчивость
нравственную. Ведь понимать стихи, создавать их
сам способен только тот, кто пережил радость
света и дождя, холодок восторга, щемящее чувство
одиночества, потерю друга, озарение внезапной
мыслью или чувством.

Ты ушел совсем с другой, не оглянулся.
И напрасно я с мольбой к тебе тянулась.
Уходи, но возвращаться вновь не смей ты,
Прогоню я ту любовь, что посеял ты.
Не засохну, расцвету цветком пахучим,
Ты за боль мою сполна, дружок, получишь!

Мясникова Надежда.

* * *

Любим мы с судьбою поиграть в “дурака”:
Ты кидаешь “шесть”, она – “вальта”.
Иногда поблажку даст судьба:
И тобою выиграна, кажется, игра.
Карту последнюю кладешь ты на стол,
С замираньем сердца смотришь на нее…
А она с усмешкой бросит вновь “туза” —
Снова не тобою взята высота.

Филиппова Татьяна.

Далеко не все, начинающие писать стихи,
становятся профессиональными поэтами. Да и
задача школы, на наш взгляд, не в этом. Мы
стремимся пробудить творческое начало, научить
трудиться, помочь понять и найти себя. Увлечение
литературой, желание узнать как можно больше,
желание самому творить способствуют расширению
кругозора, лучшему усвоению предмета в школе,
развивают творческое мышление.

About

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *