Урок по окружающему миру в 4-м классе 1–4 на тему: Пустыни программа Школа России

  • Воронина Любовь Мартемьяновна, учитель начальных классов

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся
    представление о природной зоне пустынь.
  • Познакомить с
    географическим положением зоны пустынь, ее
    особенностями, растениями и животным миром,
    деятельностью людей.
  • Развивать умение
    работать с географической картой, атласам —
    определителем, гербарием, дополнительной
    литературой. Развивать речь детей, умение
    наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон,
картины и рисунки с изображением изучаемых
объектов, видеокассета «Пустыня».

Ход урока

I. Организационный
момент

— Снова пришел
долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в
загадочный мир,
Таинственный мир природы.

— Сегодня свои тайны
раскроет перед нами еще одна природная зона
России. Разгадайте ребус:

Ответ: Пустыни.

II. Актуализация опорных
знаний

— Перед тем, как
отправиться в пустыни, мы должны убедиться,
что особенности предыдущей природной зоны
мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет
речь в стихотворении:

На все стороны пусть:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

— Конечно же, это стихи о
степи.

1 ученик рассказывает о
степи с географической точки зрения,
опираясь на свои знания и карту.

1) Конкурс рисунков «Какой
я представляю себе степь». (Дом./зад.)

(Рисунки закреплены на
доске).

Художники кратко
комментируют свои работы.

Дети выбирают 2-3 лучших
рисунка.

— Кто хочет поделиться
своими научными открытиями о растениях и
животных степи?

Заслушиваются сообщения,
дети указывают литературу, с которой
работали.

— Чье сообщение вас
больше всего заинтересовало и почему?

2) Тест «Зона степей»

В этой время 2 ученика
работают по карточкам).

1. Зона степей
расположена на________ нашей страны:

а) севере,

б) востоке,
в) юге.

2. На карте природных зон
зона степей закрашена______ цветом:

а) розовым,
б) зеленым,

в) желтым
,
г) коричневым.

3. Характерный признак
зоны степей – это ______

а) сплошной травянистый
растительный покров
;
б) отсутствие сплошного
растительного покрова,
г) обилие мхов,
лишайников, кустарников.

4. К степным птицам
относятся________

а) белые журавли,
краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки,
сайки;

в) журавли – красавки,
дрофы, пустельги.

5. Для растений степи
характерны:

а) стелющиеся корни,
крупные листья;
б) длинные корни,
мясистые стебли;

в) корни-луковицы или
пучки, узкие тонкие листья или толстые
мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине
человека появились следующие
экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение
бытовым мусором, браконьерство,
неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение
поверхности нефтью, браконьерство,
неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель,
неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из целей питания
характерна для степи:

а) ежевика —> песец;
б) водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка;
в) растения —> заяц беляк —> рысь;

г) зерно —> суслик —> орел-беркут.

8. Основным занятием
населения степей является _________

а) земледелие;

б) рыболовство;
в) оленеводство

9. В Красную книгу
занесены следующие растения и животные
________

а) кречет, стерх,
краснозобая казарка;

б) пион тонколистный,
журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.

3) Индивидуальная
работа по карточкам 1-ый ученик

— Разгадай кроссворд и
прочитай название растения:

Вопросы к кроссворду:

1. Хвойное дерево, около
него встречают Новый год. 2. Лиственное
дерево-медонос. 3. Дерево здоровья, хвойное.
4. Дерево с мягкой хвоей. 5. Лиственное дерево:
плакучая …… 6. Лиственное дерево с белой
карой. 7. Лиственное дерево, их бывает три
вида: остролистный, американский и
татарский. 8. Лиственное дерево, листья
которого дрожат от ветра. 9. Лиственное
дерево с плодами, собранными в гроздья. 10.
Растущий в скверах и парках лиственный
кустарник со стреляющими стручками. 11.
Лиственное дерево с мягкими пуховыми
сережками. (Ответы: 1. Ель. 2. Липа. 3. Сосна. 4.
Пихта. 5. Ива. 6. Береза. 7. Клен. 8. Осина. 9.
Рябина. 10. Акация. 11. Ольха)

Ключевое слово:
лиственница.

2 ученик

— Впиши в таблицу
следствия указанных причин.

Причина

Следствие

Вырубка лесных полос

Неправильная распашка
почвы

Суховеи

Смыв почвы водным
потоком


Физминутка

III. Работа над новой
темой

— Покинув бескрайние
степные просторы, мне с вами оказались на
самом юге России, точнее, на юго-западе

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно
плывет.

А) Показ видеосюжета «Пустыня»

— Какой мы увидели
пустыню?

Ответ учащихся.

Б) Работа с картой

— Обратимся к карте. Что
расскажет она о пустыне наша верная
помощница?

На парты раздается
карточки – «помогайки»:

  1. Географическое
    положение зоны пустынь относительно
    других природных зон.
  2. В каком тепловом поясе
    расположена зона пустынь?
  3. Поверхность земли в
    пустыне.

Выслушивается рассказ
ученика

Пустыни расположены на
юго-западе страны, на берегах Каспийского
моря.

Это юная природная зона,
на карте она обозначена оранжевым цветом.
Пустыни находятся в умеренном поясе, и
располагаются еще ближе к Северному
тропику, поэтому там так жарко. Это
небольшая по площади природная зона.

— Можно еще добавить, что
поверхность пустыни равнинная с валами из
песка. Эти песочные валы – барханы –
постоянно передвигаются. Пустыни бывают не
только песчаные, но и глиняные, и даже
каменистые (показ фотографии). Сегодня мы
будем говорить о песчаной пустыне и ее
обитателях.

— Лето в пустыне жаркое:
поверхность земли нагревается до + 70, а в
тени выше 400. А ночью прохладно, потому
что песок и глина быстро остывают.

— Чего хочется человеку,
когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и
купаться).

— К сожалению, в пустыне
выпадает мало осадков, порой за лето не
выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь
5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая:
температура опускается до -120, а
длится зима 2-3 месяца.

IV. Работа в группах

1. Задание для ботаников:

Гербарий, рисунок с
изображением растений, учебник (с. 123,124)

Карточка – «помогайка»

  1. Общая особенность
    растений.
  2. Индивидуальное
    приспособление к природным условиям (корень,
    стебель, лист).
  3. Значение в природе.

Задание для зоологов:

Рисунки различных
животных, населяющих пустыни, энциклопедия
«Я познаю мир. Животные», материал учебника
на стр. 126-128.

Карточка – «помогайка»

1. Приспособленность
животных пустыни к природным условиям:
размеры, окраска, образ жизни, чем питается.
2. Значение в природе.

Задание для экологов:

Учебник (стр. 129-131).

Карточка – «помогайка»

1. Экологические
проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких
растений и животных, заповедники.

Выслушиваются
рассказы от каждой группы.

Рисунки растений и
животных помещаются на доску.

V. Закрепление
изученного материала

Игра «Узнай меня»

  1. Сколько важности в
    походке!
    По пустыне – сковородке,
    По колючкам босиком
    Кто идет с горбом –
    мешком?
    (Верблюд)
  2. Лапки кенгуру, тельце
    мыши, уши осла, а хвост льва.
    (Тушканчик)
  3. Я – пища «корабля
    пустынь».
    (Верблюжья колючка)
  4. Я ростом невелик, мои
    листья – зеленые веточки, своими корнями
    удерживаю пески.
    (Джузгун)
  5. Я очень красива, у
    меня большая голова, от врагов я
    мгновенно зароюсь в песок.
    (Ящерица)
  6. Мой ствол – как
    камень. Весной я красавец. А листья мои
    тонкие, как вязальные спицы.
    (Саксаул)

— Подумайте и ответьте на
вопрос: почему у пустыни два хозяина –
солнце и ветер?

Учащиеся: солнце –
хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце
направляет на эту территорию почти прямые
лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору.
Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там
почти нет деревьев, и ничто ему не
препятствует.

Выставление оценок.

Домашнее задание:
Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»,
составить, развернутый отчет о работе нашей
экспедиции в пустыне.

Share

About

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *